ЭКРАН СНОВИДЕНИЯ

ЭКРАН СНОВИДЕНИЯ
понятие, используемое в психоанализе для описания желания человека спать и тех образов, которые проецируются в его психике и отражают стремление нарушить сон.

   Понятие «экран сновидения» было введено в научную литературу американским аналитиком Б. Левиным. В статье «Сон, рот и экран сновидения» (1946) он выдвинул предположение, согласно которому сновидение проецируется на белый экран, символизирующий материнскую грудь, трансформированную из выпуклой формы в плоскостную поверхность. Спящий человек как бы идентифицирует себя с грудью, подобно младенцу, сосущему материнскую грудь перед отходом ко сну. Экран сновидения включает в себя воспроизведение раннего тактильного (кожного) соприкосновения с матерью и тем самым представляет собой интроективную идентификацию с грудью. Каждый образ сновидения проецируется на этот экран.

   В другой статье «Пересмотр экрана сновидения» (1951) Б. Левин внес некоторые дополнения к своему пониманию специфики экрана как такового. В частности, он провел различие между «экранным» и «пустым» (слепым) сновидениями. В первом случае сновидение представляет собой как бы киноэкран, заполненный различными визуальными образами. Во втором – белое полотно, появляющееся само по себе без проекции на него каких-либо зрительных образов.

   Выдвинутое Б. Левиным представление об экране сновидения вызвало у психоаналитиков потребность в дальнейшем осмыслении этого феномена. Так, английский психоаналитик Ч. Райкрофт в работе «Вклад в изучение экрана сновидений» (1951) высказал мысль о том, что экран сновидений характерен только для людей, страдающих маниакальностью, при которой наблюдается экстатическое слияние с материнской грудью. С точки зрения М. Канзера, нашедшей отражение в статье «Коммуникативная функция сновидений» (1955), экран сновидения является «следом и свидетельством наличия партнера по сновидению», то есть в процессе сновидения особое значение приобретает внутренняя коммуникация, в результате чего спящий не бывает, по сути дела, одинок, а спит со своим интроецированным объектом.

   Согласно французскому психоаналитику Ж.-Б. Понталису, каждый образ сновидения предполагает пространство, где может реализоваться изображение, и суть не в том, что сновидение разворачивается как фильм на киноэкране, а в том, что «не может быть фильма без экрана, спектакля без сцены, картины без полотна или рамы». Как было подчеркнуто им в статье «Сновидение как объект» (1974), сновидение – это ребус, для изображения которого требуется что-то вроде листа бумаги. Словом, сновидение реализуется в особом внутреннем пространстве, обозначенном понятиями «экрана сновидения» Б. Левиным или «нар-циссического пространства» Ж.-Б. Понталисом.

   Клиническое использование понятия «экран сновидения» нашло свое отражение в практической деятельности ряда психоаналитиков. В частности, Дж. Гемайл представил на ХХХI Международный психоаналитический конгресс, состоявшийся в Нью-Йорке в 1979 г., доклад «Некоторые размышления по поводу аналитического выслушивания и экрана сновидения», в котором изложил результаты лечения одного молодого шизоида, злоупотреблявшего механизмом проективной идентификации и страдавшего от навязчивого образа собственного Я. В процессе аналитической деятельности стало очевидным, что выявленная ранняя идентификация пациента с отцовским пенисом оказалась необходимой для «адекватного функционирования экрана сновидения».

   По выражению английского психоаналитика С. Фландерс, использованного в предисловии к сборнику работ известных аналитиков «Современная теория сновидений» (1993, перевод на русский язык 1999), «экран сновидения проводит границу, служащую «щитом» от травматического потрясения, границу, которую аналитик должен неукоснительно соблюдать, а при необходимости – помочь провести или восстановить».


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЭКРАН СНОВИДЕНИЯ" в других словарях:

  • Экран сновидений — – 1. в психоанализе – воображаемый экран, на который проецируются образы сновидения. Этот экран отражает, предположительно, желание спать, а визуальные образы сна, в свою очередь, желание нарушить сон. Согласно Ч.Райкрофту (1951), «экран… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Сновидения аномальные — – сновидения, характер которых с досточной определённостью указывает на то, что они генерируются в непосредственной связи с болезненным процессом. К.Ясперс, под впечатлением описания В.Х.Кандинским своих чрезвычайно ярких сновидений в период… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Экран — (фр. ecran) – 1. устройство, на котором изображается стимул; 2. устройство, которым заслоняют часть зрительной области; 3. в психоанализе – любое событие или объект, который выполняет защитную функцию и предотвращает осознание человеком основного …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭКРАН — 1. Любое устройство, которым заслоняют часть зрительной области 2 Устройство, на котором изображается стимул. 3. В психоаналитической теории – любое событие или объект, который выполняет защитную функцию и предотвращает осознание человеком… …   Толковый словарь по психологии

  • ПЛЕНКА СНОВИДЕНИЯ — – тонкий слой, защищающий психику спящего человека, защитный экран, оберегающий ее от внешних раздражителей и внутренних побуждений.    Понятие «пленка сновидения» было введено в научную литературу французским психоаналитиком Д. Анзье в работе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Сновидение — – 1. буквально – восприятие зрительных образов во время сна; 2. восприятие спонтанно возникающих чувственных образов разной модальности во время сна. Эти образы могут быть оптическими, акустическими, двигательными, тактильными и т.д., нередко,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Киноведение — • КИНОВЕ ДЕНИЕ    КИНОВЕДЕНИЕ, область науки, исследующая кино как вид иск ва и средство массовой коммуникации. К. рассматривает кино в его социальной, экономич., политич. обусловленности, в контексте культуры, в соотношениях с др. видами иск ва… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Начало (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Начало. Начало Inception …   Википедия

  • Подорога, Валерий Александрович — Валерий Подорога Дата рождения: 15 сентября 1946(1946 09 15) (66 лет) Место рождения: Москва, Россия Период: Философия XX века Оказавшие влияние: Мамарда …   Википедия

  • Валерий Александрович Подорога — Валерий Подорога Дата и место рождения: 1946 (Москва, Россия) Школа/традиция: Период: Философия XX века Валерий Александрович Подорога (род. 1946, Москва)  российский философ …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»